Дидактика как наука, ее понятия. Современные проблемы общей и дошк. дидактики.

Дидактика – наука, изучающая теор.основы процесса обуч-я как такового.

Дидактика – составная часть педагогики, раскрыв.задачи и содержание обуч-я детей и взрослых, описывающая процесс овладения ЗУН, хар-ся принципы, методы и формы организации обуч-я.

Объект Д – процесс обуч-я во всех его аспектах

Предмет Д – отношения пед-г – дети, педагог – пед-г, ученик – уч.материал. Многообразие этих отношений составляют сущность обуч-я, но многими учеными признается, что главным специфическим отношением в целенаправленной деят-ти по передаче соц.опыта от одного поколения другому считаются отношения между 2 спец.создаваниями – преподаванием и учением.

Задачи Д: Описание и объяснение процесса обуч-я и условий, при которых процесс обуч-я будет успешно реализовываться; Разработка более современной, совершенной организации процесса обуч-я, новых обуч.систем, новых технологий обуч-я. В решении этих задач пед-ка, вернее Д, тесно связана с психологией, философией, которая явл.методологич.базой для Д, она опирается на данныеФ при разработке личностно-ориентированного обучения, кибернетикой – основа для программированного обуч-я, в основе которого – алгоритмизация, структ.подход к организации процесса обучения, а также физиологией.

Основные категории Д:

Преподавание – упорядоченная деят-ть педагога по реализации цели обуч-я (образоват.задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практич.применение знаний.

Учение – сопроцесс, В ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деят-ти, изменяются ранее приобретенные

Обучение – упорядоченное взаимод-е пед-га с уч-ся, направленное на достижение поставл.цели.

Образ-е – система приобретенных в процессе обуч-я ЗУН.

Дидактика – наука, изуч.теор.основы процесса обуч-я как такового. Процесс обуч-я совершенствовался в завис-ти от хар-ра общественного пр-ва. Пед.деят-ть хар-ся всегда 2 важнейшими аспектами: с одной стороны – уровнем знаний теор.основ науки, с другой – развитием логич.и образного мышления.

Процесс обуч-я – дидактический процесс и всегда носит консервативный хар-р.

Исторически сложилось след.образом: долгое время на ряду с термином «Пед-ка» в том же значении использовался термин «Д». впервые этот термин был введен в научн.терминологию нем.ученым Ратке. В том же значении использовал этот термин ЯАК. По мере разв-я пед.науки «Д» осн.внимание уделяет вопросам образ-я и обуч-я и превращ-ся в теорию обуч-я. Большой вклад в разв-е Д внесли Гербарт, Песталоцци, Дьюи, отеч. – КДУшинский, Шацкий, Занков, Данилов, Скаткин, Лернер и др.



27. Сущность пед.процесса, его стр-ра. Целостность как основная хар-ка пед.процесса. Принципы организации пед.процесса. Соврем. требования к его организации в ДОУ.

Пед.процесс (Лихачев) – целенапр.содержат-насыщенный и организац-оформленное взаимод-е пед.деят-ти взр и самоизменение в рез-те его активной жизнедеят-ти, но при ведущей и направляющей роли восп-ля.

Этапы (Подласый):

1. подготов. – определяется цель, конкр.задачи, выясняется состояние вопроса, планир-ся прогнозир-ся рез-т и схема процесса, подбир.методы воздействия с учетом задачи и возраста д.

2. основной – осущ-ся пед.взаим-е реб.и восп-ля, ведется пост.контроль за промежут.рез-ми, позвол.обнаружить ошибки и провести коррекцию; решаются поставл.воспитат-образоват.задачи.

3. заключит. – предназнечен для анализа рез-в

Принципы пед.проц.в ДОУ: учитывать возр.возм-ти детей, опираться на интересы ребенка; решать воспитат.и образоват.задачи в их единстве; учитывать положение о вед.деят-ти, Смене деят-ти и взаимосвязи разных видов деят-ти в едином пед.проц.; создавать естеств., непринужд.обстановку, в кот.будет развав.свободная творч.личность.

Организация пед.проц.в ДОУ: строится на основе выделения доминир.воспитат-образоват.целей. В качестве ведущей цели выдвигается воспитат.задача. Отличит.особ-ть построения пед.процеса в том, Чтоменяется завис-ть между разными видами деят-ти. На 1 план выходит то одна, то другая деят-ть, наиб.оптим.для реализ.доминир.цели. напрмер, в ст.гр в кач0ве доминир.выдвинута цель воспит-я «+»взаимоотнош.м/д детьми. Центр.форма работы – совм.деят-ть, позволяющая упражнять детей в «+» взаимоотнош-х. в кач-ве сопутствующей деят-ти выступают занятия (этич.беседы о взаимоотнош), самост.индивид.худож.деят-ть, праздники. Но и в вед, и в сопутств.решается гл.задача – восп. «+» взаимоотнош.



Пед. технология как понятие. Современные пед.технологии: модульная пед.технология, технология проблемно-модульного обучения, технология, основанная на идеях М.Монтессори, технология воспитания (рассказать об одной)

Широкое распр-е произв.термина «Т» в теории ипрактике обуч.и восп.обусловлено разл.причинами. одни уч.считают, Что технолог-я образ-я – процесс объективный, явл.рез-м НТР. Др.уч.используют этот термин как дань моде; третьи видят, Что технологиз.поможет решить проблемы совр.образ-я. многие пед-ги сомневаются в целесообр-ти переноса данного термина из техники в образ-е. В соврем.отеч.дидактике проблема образоват.технологий рассматрив. в трудах Гузеева, Кларина, Монахова, Серикова.

Технология –и способ, и рез-т внедрения научных данных.

В сер.ХХв этот термин появился впервыеи определилось 2 направления: применение технич.и программир.ср-тв обуч-я; повышение эффект-ти организац.уч.процесса. По мнению Лернера ПТ – формулир-е целей через рез-ты обуч-я, выраженные в действиях уч-ся. Беспалько: ПТ – проект определ.пед.системы, кот.реализ-ся на практике.

В рез-те накопления практич.опыта педагогами постоянно разрабатыв. новые подходы к процессу преподавания. Это связано с расширением требований к выпускнику проф.уч.заведений. в пед-ке накоплено огромное кол-во эффективных методик, но тем не менее постоянно совершенствуются средства, формы и методы воспитания. В последнее время наиболее популярны стали методы, позволяющие заинтересовать каждого уч-ся. Необходимо помнить, что процесс накопления и отбора эффективных методов должен быть совмещен с выбором цели и отработкой четкой системы контроля процесса обучения. Именно эти составляющие явл. осн. хар-ками любой технологии.

Гузеев рассматривает пед.технологию как упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого и диагностируемого рез-та в изменяющихся условиях воспитат.-образоват.процесса.

Ключевой момент пед.технологии – это детальное определение конечного рез-та, т.е. процесс образов-я д.б.заранее спрогнозирован, определены конечные ЗУН и ср-ва его получения.

Технол.на идеях М.М. Система М. – метод разв-я органов чувств. Опираясь на теорию споснтанного разв-я реб М.М. пришла к отрицанию активной рли пед-га, опосредов.рук-во восп-ся осущ-ся на основе автодидактизма: дети сами свободно выбирают занятие, но выполняют его так, Как задумал пед-г и как требует дид.материал. Обуч-е происх-т в проц.действий со станд.дид.материалом, состоящим из набора строго определ. по цв, р-ру, форме предметов. Реб.сам-но обнаруживает ошибки, что требует сосредот-ти, внимания, набл-ти, терпения, воли, дисципл-ти. Гл.фома обуч-я – самост.индивид.занятия, осново кот.простота, объект-т, индивид.подход, предоставл.свободы. «+» - сенс.и мотор.разв-е. Негатив: ущерб реч.разв-ю.


effekti-terapevticheskogo-vmeshatelstva.html
effekti-vliyaniya-vns-na-vnutrennie-organi.html
    PR.RU™